Главная » Черногория » Черногория: советы самостоятельным путешественникам
Будва

Черногория: советы самостоятельным путешественникам

О Черногории я уже писал на моем сайте, сейчас хочу поделиться свежими впечатлениями об этой замечательной стране и дать несколько полезных советов на основании моего личного опыта. Информация, несомненно, будет полезна людям, собравшимся самостоятельно съездить в Черногорию. Отдельно затрону вопрос регистрации в Черногории, чтобы вы не наступали на наши грабли и сберегли свои нервы.

Несмотря на то, что мы хотели посетить морские курорты Черногории, начать наше путешествие мы решили со столицы — Подгорицы, хотя она находится в центре страны, не у моря. Все-таки Подгорица — это столица, интересно было посмотреть на нее, а потом уже двигаться в сторону моря. Самолеты из Москвы, правда, чаще летают в Тиват, поэтому решили долететь до Тивата, там уже автобусом до Подгорицы. Но на наше счастье, из-за тумана самолет не смог приземлиться в Тивате и сел в Подгорице. Нам очень повезло.

Закат в Подгорице

Из аэропорта до центра города, где мы забронировали апартаменты, добрались на рейсовом автобусе. Вообще наземный транспорт в Черногории развит достаточно хорошо и стоит недорого. Хотя, конечно, автобусы могут опаздывать довольно сильно. Один раз мы ждали своего автобуса более получаса. Но возможно, что это было связано с ремонтом дороги. В целом транспорт ходит по расписанию.

Подгорица

Расписание автобусов

Если честно, смотреть в Подгорице практически нечего. Обычный советский город, при этом бросается в глаза огромное количество мусора. Видимо к чистоте черногорцы не приучены. Из достопримечательностей нам попались памятники Пушкину и Высоцкому.

Подгорица памятник В. С. Высоцкому

Подгорица памятник А. С. Пушкину

Через город протекает река Морача, вода в которой на удивление чистая, чего не скажешь о берегах.

Подгорица

Подгорица, река Морача

Из Подгорицы мы съездили в город Бар, расположенный на Адриатическом побережье. В этом городе находится крупнейший морской порт Черногории. Здесь я уже бывал, работая на сухогрузе, привозил сюда глинозем. Об этом я писал в статье Бар — один из самых крупных городов Черногории. Добирались мы на поезде, дорога заняла часа полтора. По пути проезжали через Скдарское озеро, изначально хотели выйти и погулять по берегу, но погода была туманная, и мы решили перенести прогулку на обратный путь, если будет настроение. Обратно возвращались уже поздно вечером, так что на озере мы не побывали.

Пляж в Баре

Бар

В Баре рекомендую посетить Старый Бар — древний город с крепостью. Там вы найдете много интересного. Добраться туда можно на автобусе, на такси или же пешком. Мы выбрали последний вариант, дорога туда и обратно заняла у нас не так уж много времени.

По нашему плану, после Подгорицы мы поехали в Будву. Изначально решили ехать на автобусе, но по пути на автовокзал на такси, таксист каким-то дедуктивным методом догадался, что мы едем в Будву, и предложил довезти нас дотуда на такси. Билет на автобус стоил 5 евро с человека, так что за троих мы бы отдали 15 евро. Таксист предложил нам за тридцать, но потом согласился на 20.

Тоннель по дороге в Будву

Что мне вообще понравилось в Черногории, так это люди и то, как они себя ведут. Например, таксисты или продавцы не торгуются, как египтяне. Вам предлагают цену, вы предлагаете свою — они либо соглашаются, либо нет. Также никто вам не пытается навязать свои услуги — вам предлагают, и если вы отказались, никто вас не преследует и не тянет за руку в магазин. Все-таки Европа, хотя и бывший совок чувствуется.

Будва, наверное, — самый красивый город в Черногории. Хотя все побережье этой страны очень живописно. Здесь мы также поселились в апартаментах. Все апартаменты мы бронировали через сервис Booking.com. Советую обратить внимание на отзывы о жилье. И не следует ожидать европейского сервиса, особенно если вы снимаете недорогое жилье. Например, не следует рассчитывать на ежедневную уборку и на то, что все лампочки будут гореть, или же по вашему требованию их поменяют. Но по-моему, это все мелочи. Если же для вас это важно, ищите более дорогие варианты или же известные сетевые отели.

Будва

Старый город в Будве ночью

В Будве имеется старый город, по которому приятно погулять, есть пляж, марины с яхтами, красивая набережная. На север и юг от Будвы расположены более мелкие курортные города. Многие из которых практически вымирают зимой.

Старый город в Будве

Яхты в Черногории

Южнее Будвы находится городок Святой Стефан (Sveti Stefan), построенный на острове. Городок очень живописно выглядит, но, к сожалению, закрыт для посещения, так как является отелем. До Святого Стефана мы доехали на автобусе, а обратно прогулялись пешком, по пути встретили много интересного. Так что если вы любите пешие прогулки, рекомендую. По пути можете купаться на пляжах. Пляжей здесь много, есть как галечные, так и песчаные. Вода в море кристально чистая.

Святой Стефан (Sveti Stefan)

Правда, купаясь в море, я наступил на морского ежа. Несмотря на наличие медицинской страховки, к врачу я не пошел, а начал искать в интернете информацию о том, что делать, если наступил на морского ежа? Информации было много. И вот что я выяснил: иголки морского ежа зазубренные, поэтому достать их практически невозможно, в чем я лично удостоверился. Но они достаточно хрупкие, поэтому нужно постучать чем-нибудь твердым по этому месту, чтобы раздробить их настолько, насколько это возможно. После чего постараться забыть про них на какое-то время. На боль не обращать внимания, само пройдет. Так я и сделал. Где-то через месяц сами собой вышли последние остатки иголок. Но в любом случае, внимательно смотрите себе под ноги и лучше на ежа не наступайте. Тем более что и ежа жалко.

Тиват

Набережная в Тивате

После Будвы мы переселились в Тиват, поближе к аэропорту. Сам по себе Тиват менее интересен, чем Будва, но отсюда уже ближе до Котора и Херцег-Нови. В Которе есть старинная крепость, построенная на склоне горы. По тропинке можно подняться на самую вершину, оттуда открывается замечательный вид. А с противоположной стороны Которского залива крепость очень красиво смотрится ночью. Если вы фотограф, возьмите с собой штатив и приезжайте в Котор вечером. Не пожалеете.

Там же на берегу Которского залива в одном небольшом городке мы нашли то ли старую церковь, то ли монастырь. По крайней мере там живут люди, называется место Crkva Sv. Ane- Gornji Stoliv.

Также рекомендую съездить в Херцег-Нови — это небольшой туристический городок. Туда тоже ходят автобусы. Через залив автобус переезжает на пароме, паром уже входит в стоимость билета.

Если у вас будет время, можете заехать в древнюю столицу Черногории — Цетине. Она находится где-то между Будвой и Подгорицей. Вообще, чем хороша Черногория — так это размером. Все достопримечательности там в шаговой доступности. Например, из Подгорицы до Будвы можно доехать за час-полтора.

И в заключение напишу об одном очень важном моменте — регистрации для туристов в Черногории. Когда мы ехали в Черногорию, мы не знали о том, что туристы, прибывшие в Черногорию, обязательно должны зарегистрироваться. Нам никто об этом не сказал ни при прохождении паспортного контроля, ни в апартаментах, в которых мы останавливались. Зато в конце нашей поездки, приехав в Тиват, в гостинице у нас попросили паспорта и на следующий день вернули их с документами о регистрации. Мы заподозрили неладное и начали собирать информацию. Оказалось, что мы должны были регистрироваться сразу по прибытии. И теперь нам грозит штраф по 200 евро с человека. Правда, в интернете мы не нашли подтверждения того, что кого-то оштрафовали. Вроде бы как у всех прокатило, особенно при прохождении границы в аэропорту, а не наземной. Мы пошли в пункт Tourist information, где и делается регистрация туристов, там веселые девочки подтвердили эту информацию. На просьбу зарегистрировать нас, сказали, что задним числом это сделать никак невозможно. Но посоветовали не париться, так как оштрафовать конечно могут, но никого пока не оштрафовали. Не удовлетворившись этим, мы пошли в другой пункт, в Будве. Там сидел хмурый мужчина, который сказал, что это большая проблема и посоветовал пока не поздно сдаться в полицию добровольно. Тогда штраф будет, но не такой большой. Конечно же сдаваться мы не пошли, а понадеялись на русский авось, тем более что на последнюю неделю у нас регистрация была. К счастью, веселые девочки оказались правы, никто регистрацию при вылете не проверял, и наша поездка в Черногорию не была омрачена штрафом. Но, конечно же, на будущее рекомендую сразу же регистрироваться, чтобы не попасть в неприятную ситуацию — нервы дороже.

Яхты

Желаю вам отличного отдыха в Черногории — очень приятной и недорогой стране на Адриатическом море!

Автор: Alexey Seafarer

Alexey Seafarer - моряк и путешественник. Автор этого блога. Люблю путешествовать по миру, делать фотографии и делиться своими впечатлениями с читателями моего сайта.

26 комментариев

1. Уже побывал в Черногории в прошлом году. Действительно все понравилось. Отношение к русским отличное, был даже у одного местного аборигена в гостях дома в деревне в горах.

2. Тоже была в Будве. Старый город понравился, а вот пляж узковат и туристов было много. После Римини разочаровал. Но море хорошее)

3. Классно на машине проехаться, завидую! Но наверное с 2009 года много что изменилосьс проездом по европе…

4. Полезно и интересно, спасибо. Хотя я конечно неизвестно когда там окажусь еще, но все таки, вдруг пригодится.

5. Здравствуйте, Алексей! Большое спасибо Вам за статью. Обожаю Черногорию, и море, и людей, и кухню. В сентябре опять поедем туда. Вот правда ни разу регистрацию не оформляли. Я думала это делает хозяйка моих аппартмани. Она зачем-то же паспорта берет? Но никаких бумаг нам не давала. Я думала, что данные просто куда-то передаются. Типа как в полицейскую базу. В любом случае при выезде ни разу проблем не было. Выезжали и через аэропорт Тивата, и на автобусе через Хорватию, и на пароме из Бара в Бари.
    Будет время и желание — загляните на мой сайт о путешествиях.

6. Еще не бывала в Черногории. Места очень красивые. Получается, можно за 2 недели объездить основные достопримечательности? если между городами расстояние небольшое

• Да, Черногория страна небольшая. В этом году за 20 дней побывали почти везде, съездили в национальный парк Дурмитор. А также в Албанию и Сербию. Позже напишу об этом.

7. Черногория — все больше становится популярным курортом среди туристов всего мира.
    Море здесь прозрачное и чистое, вокруг горы, в общем я поняла, что мне, человеку, который обожает Судак, этот город чем-то его напоминает. Только крепости на горе не хватает! Пляжи чистые, но ровно до того момента, пока сюда не приходят наши туристы. Уж не знаю, так совпало, или все они такие, но окурки, огрызки и пустые бутылки они не убирают, а так и оставляют на пляже. Теперь я начинаю понимать, почему местное население, когда слышит русскую речь относится к нам не очень приветливо.

8. Большое спасибо Автору за статью! Всё очень полезно и красиво написано! Много фотографий в статье, как будто побывал там) Еще раз большое спасибо

9. Российскому человеку, действительно, в Черногории комфортно. Есть, впрочем, моменты, о которых хочется предупредить: в сезон пляжи буквально устланы тушками туристов, обслуга хамоватая, в ресторанах у моря рыбу заказывать не стоит. Даже если обещают «свежую из аквариума» — пожарят древнезамороженную из холодильника. Я жила в гостях, мне местные граждане честно об этом рассказали. Самое вкусное, что там готовят — осьминоги, для которых степень свежести, как выяснилось, вообще значения не имеет. Эти создания отлично сохраняют вкус, независимо от срока замороженности))) Безумно понравилась поездка по островам и автопутешествие в Хорватию. Черногория, кстати, в плане природы реально круче — в буквальном смысле слова! Горы, фьорды, парапланы…. А еще просто влюбилась в старые города — крошечные, но сказочно прелестные… А вообще заходите к нам на сайт МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ — журнал счастливого путешественника (THE LUCKY TRAVELER JORNAL), мы тоже много интересного рассказываем!

10. Фотки реально красивые!!!

11. Блин, круто я посмотрел на фотки и захотелось побывать там. ПРавда очень красивые места!

12. Интересное описание) Спасибо, просто и информативно!

13. Подруга этим летом в Черногорию ездила. Таких восторженных отзывов я еще в жизни не слышала, как от нее об этой поездке. А теперь еще ваш пост и фотки. Теперь хочу туда — ну прям не могу)

14. Всегда мечтала путешествовать. В детстве и юности удалось покататься по разным городам и даже странам. А сейчас, к сожалению, не получается. Поэтому с огромным удовольствием прочитала о Черногории, как-будто и сама побывала там. Фотографии великолепны, настоящая красота. Надо решаться на реальную поездку.

15. Спасибо за эту статью и удивительные фотографии. Словно в Черногории побывал.

16. Прекрасная Черногория, удивительная страна, добрые люди. Самые большие впечатления я получил отдыхая тут.)) Очень хочу сюда вернуться. Рекомендую для настоящего отдыха!

17. Очень красиво! Мы еще не побывали там, но в ближайшее время, я думаю, отправимся. Отзывы от знакомых кто был, у всех просто восхитительные. Наши курорты, к сожалению, пока и рядом не лежали по уровню сервиса. Думаю в связи с чередой недавних событий, скоро наверстают.

18. Читаю и прямо снова попадаю в Черногорию. Я была там только один раз, но на меня она произвела неизгладимое впечатление. Правда мой отпуск не был настолько интересен. Мы выбрали пляжный отдых в Будве. Рекомендую все попасть в Черногорию хотя бы раз!

19. Прочитав Вашу статью пересмотрев прекрасные фотографии, напрашивается вопрос сколько дней надо, что бы везде успеть все поведать. И наверное зарание надо перед поездкой состоавить план действий, где хочется задержатся, и наверное не стоит откладывать на потом если хочется увидеть озеро то, стоит на него посмотреть сейчас неважно, какая погода, а то на обратном пути не будет времени или ночь настанет.
    Мне интересно за 7 дней можно успеть поближе познакомится с красотами Черногории? И стоит ли брать экскурсовода? Или путеводителя по бывшему совку достаточно, все и так понятно??

• Здравствуйте, Зоя. Мы в прошлый раз ездили в Черногорию на 20 дней. За 7 дней вы вряд ли успеете посмотреть всю Черногорию. Теоретически конечно можно, но думаю что не стоит — и не отдохнете нормально и Черногорию не посмотрите. За 7 дней можно посмотреть побережье, на Дурмитор (национальный парк в горах) желательно еще дней 7 запланировать. Мы ездили без экскурсовода, сейчас вся информация есть в интернете, ну и на месте у людей всегда можно поспрашивать. Тут уже кому как, я предпочитаю сам разбираться со всем, а кто то любит готовые решения. Удачи!

20. С удовольствием почитал эту статью, особенно понравились фотографии. Теперь сам начал задумываться о том, чтобы посетить эту замечательную и интересную страну.

21. Спасибо за интересную статью.
    Едем с подругой и детьми в июне на 10 дней в Черногорию.
    Билеты покупали самостоятельно через ЭйрСербия. Гостевой дом тоже выбрали через Букинг. Решили остановиться на 4 ночи в Сутоморье и на 6 — в Баре.

22. Был в Черногории этим летом, конечно же, всего того что показано в статье я не посетил, но большинство из этого. Очень красивая страна, был очень удивлён, когда постоянно встречал автомобили с Российскими номерами, их там действительно очень много. Да и во многих ресторанах и гостиницах понимают русский язык. Обязательно ещё вернусь.

23. Алексей спасибо за хорошую статью. Мы семей собираемся летом поехать либо в Болгарию либо в Черногорию. В турагентстве сказали сразу что Черногория дорогая в этом плане страна и по ценам сравнима с Италией. Мы рассматриваем самостоятельную поездку с супругой и двумя детьми (2 и 5 лет). Подскажите может есть подобный опыт путешествий и примерный ценник на две три недели такого отдыха. Или может где что почитать знаете. Спасибо.

24. После чтения статьи и просмотра этих замечательных фотографий — появилось желание побывать в Черногории